Второй этап земельных преобразований в Казахстане (1920—

1922    гг.) имел своей главной задачей фактическую ликвидацию наследия колонизаторской политики царизма в земельных отношениях. Исходя из закрепленного Декретом о земле принципа равноправия в землепользовании крестьян всех национальностей было необходимо возвратить изъятые у местного населения в период колонизации земли (и источники воды) их прежним владельцам.

IX съезд Советов Туркестана принял в сентябре 1920 г. решение о проведении земельно-водной реформы, направленной на ликвидацию фактического неравенства народов разных национальностей, на освобождение от засилия кулачества и обеспечение местного трудового населения землей. Земельно-водная реформа проходила быстрыми темпами. Уже в 1921 г. коренному населению было передано около 150 тыс. десятин земли, ликвидированы самовольно созданные поселки, конфискованы и переданы казахской бедноте земли наиболее реакционной части кулачества и баев, отрезаны излишки земель у зажиточного переселенческого населения. К июлю 1922 г. цели реформы были в основном достигнуты и ее действие прекращено. Третий этап земельных преобразований (1926—

1928 гг.) можно рассматривать как завершение реализации Декрета о земле в Казахстане. Его главное содержание заключалось в ликвидации земельных привилегий верхушки аула, ослаблении ее экономической мощи и влияния на казахское крестьянство. Но ликвидация колониальных пережитков не прекратила господства байского землепользования. VI Всеказахстанский съезд Советов, проходивший в марте—апреле 1927 г., отмечал, что в казахском ауле до сих пор лучшие земли находятся в руках немногих семей, а все остальные находятся в тесной экономической зависимости от них. Суще ствование такого положения на 7-м году Советской власти объяснялось весьма сложными историческими, социальными, религиозными и другими особенностями казахского аула.

В этих условиях назрела насущная необходимость в проведении новой земельной реформы. В 1926—1927 гг. ЦИК и СНК Казахской ССР приняли ряд постановлений, санкционирующих и регламентирующих ее проведение. В 1927 г. широко развернулось движение крестьян за справедливый и полный передел земель; в том же году он и завершился. У баев было изъято и передано беднякам, батракам и середнякам 1 млн 360 тыс. га сенокосных и 1 млн 250 тыс. га пахотных угодий. Однако баи сохранили за собой огромные площади пастбищ и значительное поголовье скота, их экономическая мощь была подорвана, но не уничтожена. В августе 1928 г. было принято Постановление ЦИК и СНК Казахской ССР «О конфискации байских хозяйств», которое было реализовано в короткие сроки, и уже в конце этого года III сессия ВЦИК 13-го созыва отметила, что казахский полуфеодализм ликвидирован. Таким образом, реализация Декрета о земле была в Казахстане в 1928 г. в основном закончена и на ее основе в республике созданы необходимые политические, социальные и экономические условия для последующей коллективизации сельского хозяйства.

Территория Средней Азии (Узбекистан, Туркмения, Таджикистан и Киргизия) накануне Октябрьской революции оставалась полуколониальной окраиной царской России. Отношения между классами и группами населения строились на основе шариатских догм. Преобладали помещичье, байское и вакуфное (религиозных учреждений) землевладение, аренда и субаренда земли, безземелье и малоземелье крестьян. Широкие массы испытывали двойной гнет — царской администрации и местной верхушки.

Декрет о земле считался действующим в Туркестане с момента его опубликования, но в сложившихся условиях он не мог быть в полном объеме и повсеместно реализован, так как шла ожесточенная борьба с внутренней контрреволюцией, иностранной интервенцией, басмачеством. Крестьянство находилось под сильным влиянием духовенства, а партийные и советские органы были слишком малочисленны, в отдельных случаях в них преобладали ставленники духовенства и баев. В силу отмеченных причин значительная часть земель на территории среднеазиатских республик оставалась в руках помещиков, баев и кулаков вплоть до земельноводных реформ 1925—1928 гг., преследовавших следующие задачи: ликвидация землевладения помещиков и торговцев; изъятие излишков земли сверх нормы и принудительный выкуп излишков инвентаря у кулацких хозяйств;


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒

Мы будем рады видеть Вас в числе наших постоянных клиентов. С радостью поделимся нашим опытом и решениями в области технологий уборки, хранения, танспортировки и утилизации мусорных отходов.

 Тел: +7 (495) 772 49 34
e-mail: info@evrobak.ru