В условиях кризиса сельскохозяйственного производства аренда земли и наем рабочей силы под контролем советских органов способствовали более рациональному использованию земли и повышению потенциала крестьянского хозяйства; они сыграли определенную положительную роль в подъеме экономики страны. Вместе с тем даже под государственным контролем эти процессы способствовали социальному расслоению деревни и обогащению зажиточной части крестьян.

В разделе «О земельном обществе» (кроме существующих крестьянских земельных обществ таковыми признавались сельскохозяйственные коммуны и артели, добровольные объединения отдельных дворов или совокупность дворов, выделившихся из прежних обществ) устанавливалось, что делами общества ведают собрание всех его полноправных членов и выборные органы. Согласно кодексу общее собрание:

а)    устанавливает и изменяет порядок пользования различными угодьями;

б)    составляет земельный устав общества;

в)    принимает решения о зачислении в общество и исключении из него;

г)    постановляет о производстве землеустройства, о переходе на широкие полосы, хутора, отруба, о разделе земли между частями общества и т. п.;

д)    производит земельные переделы, разверстки и т. д.

В разделе «О порядке трудового землепользования» устанавливалось, что способ землепользования может быть:

а)    общинный (с уравнительными переделами земли между дворами);

б)    участковый (с тем же правом двора на землю, предоставляемую в виде чересполосных, отрубных или хуторских участков);

в) товарищеский (с совместным пользованием землей членами общества, составляющими сельскохозяйственную коммуну, артель или товарищество по общественной обработке земли).

Каждый крестьянский двор имел право выбора способа землепользования. Важное значение имело указание, что «...Земельные общества с товарищеским порядком землепользования образуются в целях наивыгоднейшего использования труда своих членов... В каждом земельном обществе, независимо от существующего в нем порядка землепользования, по постановлению большинства полноправных его членов может быть введена на всей площади его земель, или на их части, общественная обработка земли путем совместного приложения труда и общего использования средств и орудий производства при запашке, уборке урожая и т. п. ...Согласному на совместную обработку земли меньшинству... по его требованию общество обязано выделить соответствующий участок к одному месту по общим правилам выделов земель и с соблюдением взаимных удобств землепользования. Земли, состоящие в общественной обработке, сохраняются за соответствующими землепользователями при переделах, а также не подлежат уменьшению, хотя бы они и превышали количество земли, приходящейся на их долю по разверсточным единицам».

Кодекс нацеливал крестьянство на товарищескую обработку земли как на «наивыгоднейшую» и указывал на определенные преимущества коллективного землепользования. Далее определялся порядок переделов земель. Указывалось, что для обеспечения устойчивости землепользования переделы могли производиться не ранее трехкратной ротации правильных севооборотов, а при их отсутствии — не ранее 9 лет. В заключительном, десятом разделе части I было указано, что за волостями и селениями признается закрепленным в пользовании все то количество земли, которое находится в их фактическом пользовании и было законно им предоставлено.

Часть II Земельного кодекса «О городских землях и государственных земельных имуществах» в первом разделе устанавливала понятие и порядок пользования городскими землями, к которым были отнесены все земли внутри действующей городской черты. Второй раздел этой части «О государственных земельных имуществах» предусматривал, что таковые имущества разделяются на:


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒

Мы будем рады видеть Вас в числе наших постоянных клиентов. С радостью поделимся нашим опытом и решениями в области технологий уборки, хранения, танспортировки и утилизации мусорных отходов.

 Тел: +7 (495) 772 49 34
e-mail: info@evrobak.ru