Проведенная работа позволила начать процесс преобразований в агропромышленном комплексе, создать к 1 июня 1991 г. более 4 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, имеющих в своем распоряжении около 1 млн га сельхозугодий, 5 тыс. малых сельскохозяйственных кооперативов. Началось преобразование колхозов и совхозов в акционерные общества и ассоциации малых товаропроизводителей. Вместе с тем в ходе реформы госсобственности на землю во многих регионах выявились серьезные недостатки и обнаружились нерешенные вопросы. Поэтому СМ РСФСР 14 июля 1991 г. принял постановление «О дополнительных мерах по развитию крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов в РСФСР».

Одним из самых важных вопросов было определение размера зе мельного участка, выделяемого крестьянскому (фермерскому) хозяйству; его величина зависела от качества, местоположения и кадастровой оценки участка.

С учетом большого политического значения земельной реформы Госкомзем РСФСР 30 июля 1991 г. был преобразован в Государственный комитет РСФСР по земельной реформе и поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств.

Для юридического закрепления выделяемых землевладений и землепользований Постановлением СМ РСФСР от 17 сентября 1991 г. были утверждены формы Государственного акта, удостоверяющие права собственности на землю, пожизненно наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования, которые были разными для граждан (форма № 1) и для предприятий, учреждений, организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств (форма № 2).

В декабре 1991 г. в соответствии с Указом Президента РФ «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы РСФСР» и постановлением Правительства РФ «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» коллективы этих предприятий должны были по своему усмотрению принять решение о переходе к частной, коллективно-долевой или иной форме собственности. При этом разрешалась продажа земли для ведения гражданами крестьянского (фермерского) хозяйства.

Больше половины работников хозяйств, их пенсионеров и работников социальной сферы села (всего 12 млн сельских жителей) получили в частную собственность 108 млн га сельскохозяйственных угодий России. Однако большинство новых «собственников» не могли реализовать свои права, так как не были созданы соответствующие экономические отношения. Владельцы земельных паев получили право на их использование для создания крестьянского хозяйства, внесения в качестве учредительного взноса в товарищество или реорганизованное АО, во вновь создаваемый сельскохозяйственный кооператив, продавать другим работникам хозяйства (в обмен на имущественный пай) или самому хозяйству.

Продать земельную долю можно было лишь в четырех случаях: при выходе на пенсию, при получении земли в порядке наследования, при переселении с целью организации крестьянского хозяйства на свободных землях фонда перераспределения, при вложении полученных от продажи земли средств в перерабатывающие, торговые, строительные и обслуживающие предприятия на селе. Гражда-нам, выходящим из колхозов или совхозов, было предоставлено право обмена земельных и имущественных паев, сдачи их в аренду, залога земли в банках. Но эти права были только декларированы и не подкреплены никаким конкретным механизмом.

Постановление Правительства РФ «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» содержало исчерпывающий перечень способов распоряжения земельными и имущественными паями. На сум му пая можно было получить землю и средства производства с целью создания крестьянского хозяйства, частного предприятия по ремонту, строительству, обслуживанию, торговле и др. Пай можно было также внести в уставный капитал товарищества, акционерного общества, передать в кооператив. Продажа земли по-прежнему разрешалась лишь другим работникам хозяйства или самому хозяйству.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒

Мы будем рады видеть Вас в числе наших постоянных клиентов. С радостью поделимся нашим опытом и решениями в области технологий уборки, хранения, танспортировки и утилизации мусорных отходов.

 Тел: +7 (495) 772 49 34
e-mail: info@evrobak.ru