Эти два законодательных акта разрешили собственникам личных подсобных хозяйств, земельных участков в садово-огородных кооперативах и дачных участков их куплю-продажу. В отношении крупных хозяйств в Конституции РСФСР не было подтверждено право некоторых прямых продаж земли частным лицам, которое содержалось в указе Президента РФ конца 1991 г. Разрешалась лишь продажа земли частным лицам другими субъектами спустя

10 лет для бесплатно полученных земель и спустя 5 лет для купленных. Такие земли к тому же могли быть проданы только местным Советам.

Таким образом, в октябре 1990 г. — ноябре 1992 г. был осуществлен переход к многообразию форм собственности на землю и форм ее использования с одновременным ее перераспределением, изменен правовой и экономический механизм регулирования земельных отношений, сформированы предпосылки для создания системы экологически безопасного землепользования и землевладения. При первичном переходе земельных участков из федеральной собственности в собственность (владение, пользование, распоряжение) граждан, предприятий, исполнительных органов власти преобладал метод бесплатного наделения новых землепользователей или закрепления участков за прежними на новых условиях. Через механизм среднерайонных земельных долей происходило выравнивание размеров землевладения в сельхозпредприятиях. Внутри них при реорганизации происходило уравнительное наделение работающих граждан, пенсионеров и работников социальной сферы земельными долями (паями). Фермерские хозяйства в рамках установленных норм также получили земельные участки бесплатно.

Реформа потребовала изменить систему регистрации прав на землю и их обновления при переходе земли от одного владельца к другому, а также усовершенствовать земельный кадастр, обеспечить контроль за использованием земель, переданных в собственность, наладить регулирование спроса и предложения на землю. Кадастровые работы по выдаче документов, удостоверяющих право на землю, были связаны с большими объемами крупномасштабных кадастровых съемок и геодезических работ по установлению и закреплению границ на местности и их регистрации в единой государственной системе. Для успешного выполнения этих мероприятий пришлось ускорить переход на современные технологии и технические средства земельного кадастра.

В результате реформы произошло существенное перераспределение земли между предприятиями различных форм собственности. Значительная ее часть перешла из государственной в коллективно-долевую и коллективно-совместную собственность работников сельскохозяйственных предприятий. В большинстве хозяйств в результате приватизации были введены земельные и имущественные паи.

Достаточно быстро был выявлен ряд недостатков в правовом и организационном обеспечении земельной реформы. Так, в начале ее проведения у колхозов и совхозов централизованно изымалось до 10 % земли, которая затем предоставлялась лицам, желающим вести крестьянское хозяйство. Предельных размеров наделения землей тогда установлено не было, но позднее были введены среднерайонные нормы, устанавливаемые местными органами. Право на бесплатный пай по такой норме при выделении на самостоятел ьное хозяйствование или для последующего объединения в новые организационные структуры получили все работники сельского хозяйства, а также пенсионеры, ушедшие на пенсию из сельскохозяйственных предприятий, и служащие, занятые в социальной сфере. Это повысило долю сельских жителей в общей численности владельцев крестьянских хозяйств. Одновременно сократился удельный вес граждан, привлекаемых возможностью получить бесплатно недвижимость, не подверженную инфляции.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒

Мы будем рады видеть Вас в числе наших постоянных клиентов. С радостью поделимся нашим опытом и решениями в области технологий уборки, хранения, танспортировки и утилизации мусорных отходов.

 Тел: +7 (495) 772 49 34
e-mail: info@evrobak.ru