купля-продажа гражданами земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства;

приобретение земельных участков сверх средней земельной доли крестьянскими хозяйствами; купля-продажа работниками сельскохозяйственных предприятий земельных долей внутри хозяйства, выкуп ими арендных земель и т. д.

Продолжалось совершенствование системы земельного кадастра. Было принято несколько правоустанавливающих регистрационных документов, произошло действительное разделение понятий «право На землю» и «право на использование земли», появилось понятие «земельная доля», основанное на использовании земельно-оценочных показателей, и ряд других. Кроме того, в 1992— 1993 гг. было принято большое число правовых документов, регламентирующих стоимостные характеристики земли (нормативная и рыночная цена, арендная плата, земельный налог и др.), конкретизирующих различные условия сделок с землей (включая размеры налогов), создающих условия для ее эффективного использования и охраны.

Принятие новой Конституции РФ 12 декабря 1993 г. в принципе устранило главный спорный момент в сфере земельных отношений. Конституция закрепила право частной собственности на землю в России и свободу распоряжения ею как одно из основных неотъемлемых прав человека, охраняемые законом. Одновременно многие регионы, пользуясь своим конституционным правом, активно работали над своими земельными уставами, кодексами, законами, нередко в противоположном направлении. Например, Санкт-Петербург и Вологодская область признали частную собственность на землю для иностранцев, Алтайский край исключил продажу сельскохозяйственных земель, Красноярский край выступил против частной собственности на любые земельные участки, Московская область просила разделить землю на федеральную и областную собственность и т. д. Поэтому в развитие указа от 27 октября 1993 г. и для приведения в соответствие с Конституцией РФ ранее принятых правовых и нормативных документов вышли Указы Президента РФ «О налогообложении продажи земельных участ ков и других операций с землей» от 7 декабря 1993 г. и «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации» от 24 декабря 1993 г.

Таким образом, на втором этапе земельной реформы возник принципиально новый правовой механизм перераспределения участков между субъектами земельного права; фактически в России начал формироваться регулируемый государством земельный рынок.

В 1994 г. деятельность Роскомзема была направлена на реализацию перечисленных выше нормативных документов, а также постановления Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. «О порядке определения нормативной цены земли», установившей ее равной 200-кратной ставке земельного налога. Был разработан ряд важных инструктивно-нормативных документов по проблемам государственного земельного кадастра, контроля за использованием и охраной земель, земельного налога и др. По данным Роскомзема, в 1994 г. было зарегистрировано 135,3 тыс. сделок купли-продажи земли, которые включили в рыночный оборот участки суммарной площадью 32,6 тыс. га. В основном (55 %) они находились вне населенных пунктов и были предоставлены гражданам для садоводства, дачного строительства, развития личных и подсобных хозяйств. На втором месте (33 %) стояли сделки в городах и поселках с участками, предназначенными под развитие жилищного и дачного строительства.

В этот период активно проводилось юридическое оформление и закрепление прав на землю. По данным Роскомзема, на начало 1995 г. число фактических землепользователей составило 50,4 млн, из них почти 50 млн — граждане, а 445,4 тыс. — юридические лица. Государственные акты и свидетельства были выданы 32,6 млн субъектам земельных отношений. Среди граждан — субъектов земельных отношений на долю крестьянских хозяйств приходилось всего 0,8 %, владельцев личных подсобных хозяйств — 38,6, собственников земельных долей (паев) — 23,6, садоводов — 27, на долю собственников участков под индивидуальным домом, а также членов дачных, гаражных и прочих кооперативов — 10 %. Примерно 2/3 из них — жители городов, имевшие садовые, дачные, гаражные участки и участки под индивидуальной застройкой.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒

Мы будем рады видеть Вас в числе наших постоянных клиентов. С радостью поделимся нашим опытом и решениями в области технологий уборки, хранения, танспортировки и утилизации мусорных отходов.

 Тел: +7 (495) 772 49 34
e-mail: info@evrobak.ru