Формирование класса крепостных крестьян происходило двумя 1утями. Первый заключался в закабалении свободных крестьян в >езультате прямого захвата их земель феодалами и князьями за неоплату непомерной дани (внеэкономическое подчинение) или долевого закабаления (экономическое принуждение). При этом фео-1алы принимали меры к тому, чтобы крестьяне продолжали обраба-ывать свою землю, уплачивая оброк; из собственников земли они февращались в пользователей, обязанных уплатой феодальной >енты. Базой для экономического принуждения было разорение :мердов в результате неурожаев, мора скота и других причин. Крес-ъяне вынуждены были обращаться за ссудой к феодалу, и попадали с нему в кабалу.

Второй путь заключался в наделении землей холопов (дворовых срестьян, служивших на положении рабов в господском хозяйстве), (олопами становились свободные люди в результате пленения, фодажи за долги, брака с холопом или холопкой. С XVII в. холопы :тали получать в пользование землю и облагались повинностями. -1о на Руси их было немного, поэтому класс крепостных формиро-|ался в основном за счет закабаления свободных крестьян.

Параллельно с ростом феодального землевладения постоянно Уменьшалось землевладение черносошных крестьян, к концу XVI в. >но преобладало лишь в северных районах страны.

Большое развитие на Руси приобрело монастырское и церковное «млевладение. Уже в конце X в. христианская религия, получив физнание и защиту со стороны княжеской власти, стала господ-:твующей. Тогда же начало формироваться и церковное землевла-[ение, заметно усилившееся в следующем столетии.

Власть церкви выражалась не только в участии духовенства в Со-!ете князя. Уже при Владимире выделился некоторый, довольно »бширный круг дел, составивший компетенцию церковных судов. )ни были уполномочены судить: 1) всех граждан по некоторым де-[ам и 2) некоторых граждан по всем относящимся к ним делам. Пос-[едние составляли особую социальную группу так называемых цер-:овных людей. Церковный «Устав князя Владимира Святославича» 1ает следующее перечисление этих людей, пользующихся особым юкровительством и попечением церкви: «А се церковные люди:

игумен, поп, диакон и кто в клиросе, чернец, черница, попадья, проскурница, попович, лечец, прощенник, задушный человек...». Церковь широко занималась просвещением на Руси. Служители церкви проникали в глубину российских земель, куда зачастую не приходили государевы люди, и вместе с распространением христианства занимались обучением.

Для столь широкой деятельности церковь не могла ограничиваться лишь духовным авторитетом. Ей необходимо было и материальное обеспечение — церковная (в том числе монастырская) собственность.

Князь Владимир, наряду с проповедью новой религии словом, строил храмы; первым из них, воздвигнутым по его повелению, была церковь Св. Василия (христианское имя князя). Он также пожертвовал церкви десятую часть своего имущества. В дальнейшем размер пожертвований на Руси определялся не молитвенным «настроением», а строго установленным порядком. В одной из евангельских притч Христос упрекает фарисеев за слишком формальное отношение к религии, сводившееся к молитвам и приношению в храм десятой части доходов. Тем не менее церковная десятина была главным источником материального обеспечения церкви еще в Римской империи; таковым она стала и на Руси.

В русских землях рано появляются подвижники; сначала это была небольшая группа людей, создавших первый монастырь на берегу Днепра около Киева. Быстро развиваются такие формы монашества, как пустыножителъство и затворничество. Количество монастырей растет на протяжении второй половины XI и всего XII в.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒

Мы будем рады видеть Вас в числе наших постоянных клиентов. С радостью поделимся нашим опытом и решениями в области технологий уборки, хранения, танспортировки и утилизации мусорных отходов.

 Тел: +7 (495) 772 49 34
e-mail: info@evrobak.ru