Мировые посредники подчинялись съезду своих коллег; заседания этих съездов были открытыми. Довольно скоро для 90 % крестьян были приняты уставные грамоты, причем только 50 % из них добровольно; остальные — под нажимом мировых посредников. Треть крестьян по уставным грамотам оставалась на барщине, остальные крестьяне — на оброке. В 1874 г. институт мировых посредников был упразднен и заменен земскими начальниками.

Землеустроительные мероприятия в этот период включали в себя следующие действия:

определение размеров земельных наделов; установление повинностей с земельных наделов;

составление уставных грамот;

определение размера выкупных платежей;

отвод земельных наделов в натуре;

разверстание крестьянских земель и их отграничение от помещичьих владений.

В течение первых 2 лет требовалось выполнить работы, необходимые для составления уставных грамот; затем в течение 6 лет шла разверстка помещичьих и крестьянских земель. На третьем этапе работ происходил постепенный перевод крестьян на выкуп, сопровождавшийся составлением и выдачей специальных актов — данных.

Практически повсеместно землеустройство бывших помещичьих крестьян осуществлялось самими помещиками. По различным причинам (огромные объемы работ и малочисленность землеустроительных кадров, желание предоставить бблыиую свободу действий помещикам и др.) государство отказалось от проведения землеустройства, ограничиваясь назначением мировых посредников, на которых возлагались надзор, санкционирование действий помещиков и урегулирование их отношений с крестьянами. Учитывая требования помещиков, государственные органы назначали в качестве посредников людей, заведомо не желающих защищать интересы крестьян. В противном случае неугодных чиновников быстро заменяли другими, более покладистыми.

Государственный землеустроительный аппарат, находившийся в составе Министерства государственных имуществ, проводил землеустройство только удельных и государственных крестьян в соответствии с указами 1863 г. и 1866 г. Иногда помещики приглашали частных землемеров из числа штатных специалистов межевого ведомства и военного министерства, которые осуществляли необходимые технические действия. Естественно, они выполняли волю нанявших их помещиков и проводили землеустройство в интересах последних.

Были изданы особые правила «О порядке межевых действий при разграничении или разверстании угодий и отмежевании выкупленных крестьянами земель», однако они имели силу лишь для государственных служащих; помещики же, проводившие землеустройство в своих имениях, ими почти не пользовались.

Чрезмерная свобода действий помещиков при наделении крестьян землей создавала условия для самого беззастенчивого грабежа. Помещики отводили крестьянам земли по возможности худшего качества, размещали наделы так, чтобы крестьяне были в постоянной земельной зависимости от них, уменьшали размеры наделов до минимума.

Землеустройство стало механизмом передачи значительной части крестьянских земель во владение помещиков в виде отрезков. Официальные данные по 28 губерниям России дают цифру сокращения крестьянских земель в 16 %, причем эта величина явно при уменьшена. Так, в 10 губерниях, где было проведено изучение уставных грамот, фактическое уменьшение крестьянского землевладения составило 26,1 % вместо 20,7 % по официальным данным.

Зачастую отрезка земель осуществлялась в два приема — сначала при составлении уставных грамот, а затем при разверстании земель. Например, в селе Сергеевке Пирятинского уезда Полтавской губернии крестьяне до реформы имели 770,3 десятины земли; при составлении уставной грамоты им было оставлено 657,1 десятины, а при переходе на выкуп осталось лишь 409,9 десятины.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒

Мы будем рады видеть Вас в числе наших постоянных клиентов. С радостью поделимся нашим опытом и решениями в области технологий уборки, хранения, танспортировки и утилизации мусорных отходов.

 Тел: +7 (495) 772 49 34
e-mail: info@evrobak.ru