4.    Какое значение имела для России отмена крепостного права?

5.    В чем заключалось основное содержание землеустройства при проведении реформы 1861 г. и в последующие годы?

6.    Опишите особенности осуществления реформы 1861 г. в различных регионах России.

7.    Дайте обшую оценку реформы 1861 г.

Г л а в а V СТОЛЫПИНСКАЯ АГРАРНАЯ РЕФОРМА

1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ

В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX в. РАЗВИТИЕ КАПИТАЛИЗМА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

После реформы 1861 г. в России возникла проблема малоземелья, так как бывшие крепостные крестьяне получили свободу с недостаточными для обеспечения своей семьи земельными наделами. Как указывает С. Н. Прокопович, помещичьи и удельные крестьяне (54 % общего их количества) недополучили до трудовой нормы (по которой были наделены государственные крестьяне) около 44 млн десятин земли. Государственные крестьяне получили в среднем 6,7 десятины надушу, удельные — 4,8, помещичьи — 3,2, всего по России — по 4,8 десятины. В наиболее неблагоприятных условиях оказались малороссийские и западные губернии, где надел вышедшего на волю крестьянина определялся в 1,2—1,7 десятины надушу, что было в 2 раза меньше площади, которую они обрабатывали до реформы. В дальнейшем среднедушевой надел продолжал уменьшаться под влиянием прироста сельского населения, которое в 1861 — 1906 гг. увеличилось с 54,1 млн до 86,5 млн человек (вместе с призванными на военную службу оно составило 100 млн). В результате средний размер земельного надела на мужскую душу постоянно снижался: с 4,7 десятины в 1861 г. до 3,5 десятины в 1880 г. и 2,6 десятины в 1900 г.

' Таким образом, за полвека средний душевой размер крестьянского землевладения уменьшился на 36 %. Если принять для Европейской России норму надела, способного удовлетворить элементарные потребности крестьянина, в 5—10 десятин, окажется, что две трети дворов к 1905 г. были малоземельными. В «Расписании временных предельных норм», приложенным к Циркуляру Комитета по землеустроительным делам от 12 июня 1907 г., земельная норма определялась в 8 ‘/4 десятины, максимальная — в 21 десятину. По мнению А. Кофода, при существовавших тогда в России условиях нормальный хуторской участок в нечерноземных западных губерниях должен был составлять 8 десятин, в черноземных — 7—8 десятин, в восточных степных — значительно выше.

Уровень обложения надельных земель различными сборами был высоким. Поданным Л. Зайцевой, в 1903 г. в 50 губерниях Европейской России с крестьянских надельных земель причиталось 188 млн руб. казенных, мирских и страховых сборов, а с частновладельчес ких земель — всего 23 млн руб., то есть в 8 раз меньше, хотя тех и других земель было почти поровну (соответственно 120 млн и 102 млн десятин). Разница определялась тем, что владельцы надельных земель облагались казенными сборами в большей мере, чем частные владельцы. Со всех владельческих земель причиталось всего

2,5 млн руб. таких сборов, а с надельных — 93 млн руб., или почти в 40 раз больше. Производить различного рода платежи крестьянину приходилось как в урожайные, так и в неурожайные годы. Часто с целью погашения налогов приходилось продавать хлеб, нужный для собственного потребления. Так, в 1891 г., в один из самых неурожайных годов, когда миллионы крестьян страдали от голода, а в 23 губерниях не хватало посевного материала, за границу было вывезено 306 млн пудов хлеба.

В результате реформы 1861 г. крестьяне вышли на волю не только с совершенно недостаточным для их обеспечения наделом, но и с тяжелыми денежными обязательствами, что не позволяло накапливать средства для обустройства на хуторах и отрубах. Недостаточность земельного надела по-прежнему оставляла их в зависимости от помещика, а тяжесть выкупа этого надела при обременительных текущих налогах делала их неоплатными должниками казны. Как и до реформы, государственный бюджет держался в основном на крестьянстве.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒

Мы будем рады видеть Вас в числе наших постоянных клиентов. С радостью поделимся нашим опытом и решениями в области технологий уборки, хранения, танспортировки и утилизации мусорных отходов.

 Тел: +7 (495) 772 49 34
e-mail: info@evrobak.ru