В тех случаях, когда указанные участки находятся в нераздельном владении нескольких лиц, не состоящих между собой в родстве по прямой нисходящей линии, они составляли их общую собственность.

Переход целых обществ как с общинным, так и с подворным землепользованием к владению в отрубных участках совершался по приговорам, постановленным большинством в две трети крестьян, имеющих право голоса на сходе.

14 июня 1910 г. был издан Закон «Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении», дополнявший указ от 9 ноября 1906 г. Данный закон уже в принудительном порядке признавал личными собственниками всех домохозяев тех общин, где не производились переделы со времени перехода на выкуп: «Общества и имеющие отдельные владения селения, в коих не было общих переделов со времени наделения их землею, признаются перешедшими к наследственному участковому или подворному владению» (ст. 1). Община при этом теряла право на закрепленный участок.

Следующим шагом, направленным на разрушение общины, стал Закон «О землеустройстве» от 29 мая 1911 г. По этому акту крестьянам, имеющим землю в подворном использовании, было предоставлено право разверстываться по простому большинству голосов (прежде требовалось 2/3 голосов схода). По этому закону укрепившиеся домохозяева были лишены права образовывать при переселении на хутора поселок; вышедшие из общины могли обособиться только путем выхода на хутор.

Избавляясь от общинных повинностей и ограничений (периодических переделов земли, принудительного севооборота, уплаты сборов), выделившийся крестьянин превращался в полноправного собственника и распоряжался землей по своему усмотрению. За годы реформы из крестьянских общин выделились около 2 млн хозяйств, среди которых было немало зажиточных (табл. 6).

6. Выделение крестьянских хозяйств из общины, тыс. дворов (по данным А. Я. Авреха)

Год

Количество выделившихся хозяйств

1907

48,3

1908

508,3

1909

579,4

1910

342,2

1911

145,6

1912

122,3

1913

134,6

1914

97,8

1915

29,8

Всего

2008,3

Реформа, однако, не решила проблему малоземелья. П. А. Столыпин отверг предложенный кадетами вариант принудительного выкупа помещичьих земель для передачи их крестьянам. Крестьянский банк по-прежнему покупал помещичьи имения и продавал их мелкими участками на достаточно выгодных условиях. Помимо этого крестьянам была передана часть государственных и удельных земель.

3. ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО И ОРГАНИЗАЦИЯ КРЕСТЬЯНСКОГО ПЕРЕСЕЛЕНИЯ

На рубеже XX в. землеустройство в России осуществлялось множеством различных учреждений, относящихся к разным министерствам. Так, чисто межевые дела находились в ведении Министерства юстиции и его органов — губернских чертежных и различных межевых комиссий, открывавшихся в губерниях по мере надобности. Крестьянское внутриобщинное землеустройство было в ведении Министерства внутренних дел, землеустройство государственных и частновладельческих земель осуществлялось учреждениями Министерства двора, устройством земель религиозных организаций занимались центральные и местные духовные учреждения. В соответствии с указом от 9 ноября 1906 г. основной объем землеустроительных мероприятий передавался созданным по указу от 4 марта 1906 г. губернским и уездным землеустроительным комиссиям во главе с Центральным землеустроительным комитетом. В 1906— 1912 гг. такие комиссии были созданы в 47 губерниях (кроме 3 прибалтийских) и 463 уездах Европейской России.

В первые годы осуществления новой аграрной политики (1906— 1909) основное содержание землеустройства, а соответственно и деятельность землеустроительных комиссий были направлены на решение двух основных задач:


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒

Мы будем рады видеть Вас в числе наших постоянных клиентов. С радостью поделимся нашим опытом и решениями в области технологий уборки, хранения, танспортировки и утилизации мусорных отходов.

 Тел: +7 (495) 772 49 34
e-mail: info@evrobak.ru