4. ЗНАЧЕНИЕ СТОЛЫПИНСКОЙ АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ

Объективный анализ показал, что российское правительство оказалось не готово к такому серьезному шагу, как радикальная аграрная реформа, которая к тому же преследовала скорее политические, чем экономические цели. Наболевший для России вопрос малоземелья не был решен. Столыпинская реформа и связанное с ней землеустройство не смягчили, а обострили классовые противоречия в деревне. В стране образовалось множество форм землевладения и землепользования — помещичье, общинное, подворное, хуторское, отрубное, частновладельческое, церковное, государственное и др., которые не составляли четко организованной системы и порождали множество неурядиц в земельных отношениях.

Несмотря на старания правительства, хутора прижились только в белорусских, литовских и северо-западных губерниях, чему способствовало влияние соседних Польши и Прибалтики и изрезанный реками ландшафт. В южных и юго-восточных губерниях главным препятствием при организации хуторов были трудности с водой, но здесь успешно шло выделение отрубов, что было удобно на ровных и больших компактных участках. Основным препятствием к образованию хуторов и отрубов в центрально-черноземных губерниях оставалось малоземелье.

По данным П. Н. Зырянова, к 1 января 1906 г. из общины в чересполосное укрепление вышли 2 млн домохозяев, которым принадлежало 14,1 млн десятин земли. Из них 1,3 млн перешли к хуторскому и отрубному владению (12,7 млндесятин). Крометого, на банковских землях было образовано 280 тыс. хуторских и отрубных хозяйств. За 10 лет (1906—1916), по данным Л. Зайцевой, только

1.6    млн хозяйств на площади 16 млн десятин надельных земель перешли к участковому землепользованию, что к началу 1917г. составило 10,5 % всех хозяйств крестьянского типа. К 1917 г. по всей России выделилось 22,7 % общего числа общинников (1/5 общинных дворов). В частную собственность было закреплено 14,1 % всех надельных земель (1,6 млн дворов с общей площадью земель 16 млн десятин). Около половины земель, изъятых из общинного оборота, были проданы. Покупателем в ряде случаев были сельские общества; тогда земля возвращалась в мирской котел.

В ряде случаев у одного и того же хозяина оказывались земли и в собственности, и в общине. Земельные отношения в деревне все более запутывались. В итоге не удалось ни ликвидировать общину, ни создать достаточно массовый слой крестьян-собственников.

Росло недовольство крестьян; только за 1910—1914 гг. произошло свыше 13 тыс. выступлений против земельной политики правительства. К тому же в отличие от реформы 1861 г. не были учтены региональные различия в России.

Первая мировая война резко усугубила ситуацию. Экономический кризис, охвативший все сферы производства и распределения, военные неудачи и революционный подъем масс привели к быстрому падению монархии. Временное правительство продолжало политику охраны помещичьей собственности, а в области землеустройства — столыпинскую линию на образование хуторов и отрубов.

Проведение реформы было недостаточно обеспечено в финансовом плане. Не хватало и техники для обработки полей.

Тем не менее при всех недостатках столыпинская аграрная реформа стала для России существенным шагом вперед. Отжившие хозяйственные структуры заменялись более эффективными, открывавшими возможности для роста производительных сил в земледелии. В 1907 г. были отменены выкупные платежи, окончился мировой сельскохозяйственный кризис и начался рост цен на зерно. Сократилось помещичье землевладение, несколько снизилась эксплуатация крестьян.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒

Мы будем рады видеть Вас в числе наших постоянных клиентов. С радостью поделимся нашим опытом и решениями в области технологий уборки, хранения, танспортировки и утилизации мусорных отходов.

 Тел: +7 (495) 772 49 34
e-mail: info@evrobak.ru